[Беженцев] надо вернуть без всяких экстремистских высказываний и жить так, как это было раньше: вместе с осетинами
Юнус-Бек Евкуров,
президент Ингушетии Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров высказался за возвращение ингушских беженцев в Северную Осетию, а парламент республики обратился к Совету Федерации России с призывом создать комиссию для определения границ Ингушетии.
На пресс-конференции в понедельник Юнус-Бек Евкуров заявил, что намерен решать проблему возвращения ингушских беженцев в Северную Осетию, которую они были вынуждены покинуть в результате межэтнического конфликта 1992 года.
"Я сам из Пригородного района, из селения Тарское. Проблема возвращения есть, ее будем решать", - сказал Евкуров, дав понять, что проблемы жизни ингушей в смешанных анклавах на территории Северной Осетии ему знакомы не понаслышке.
По его словам, беженцев "надо вернуть без всяких экстремистских высказываний и жить так, как это было раньше: вместе с осетинами, работать там сообща на кирпичном заводе, птицефабрике - неважно где. И строить общий мир".
Как отмечают правозащитники, опасными в нынешней ситуации на Кавказе могут считаться требования о пересмотре статуса Пригородного района Северной Осетии, которые ингуши исконно считают своим.
Между тем, во вторник стало известно, что Народное собрание Ингушетии призывает создать комиссию по определению границ республики - соответствующее обращение направлено председателю Совета Федерации России Сергею Миронову.
Проблема границ
Ингушские депутаты выражают "обеспокоенность по поводу исполнения закона в республике, так как в Ингушетии не определены границы в соответствии с законом РФ от 4 июня 1992 года "Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации". "Отсутствие установленных границ не позволяет нам законодательно закрепить вопросы, связанные с ее территориальным устройством", - подчеркивают они.
Когда-то, наверно, к вопросу о статусе Пригородного района придется вернуться, но понятно, что не сейчас - сейчас это вызовет бурю ненужных эмоций
Екатерина Сокирянская,
"Мемориал"
Территориальный конфликт Ингушетии и Северной Осетии, в результате которого десятки тысяч ингушей бежали из своих домов в Пригородном районе, до сих пор не разрешен, и нынешние заявления парламента Ингушетии по вопросу о границах воспринимается неоднозначно.
Так, в правозащитном обществе "Мемориал" согласны с заявлением Евкурова и подчеркивают, что конфликт нужно разрешать постепенно и на этом этапе вести переговоры лишь о возвращении беженцев, не затрагивая проблему границ.
"Ингушская сторона требует возвращения земли, которую они считают своей, и это закреплено в законе "О реабилитации репрессированных народов" [1991 года]. У них есть своя правда и свое видение этого конфликта, - говорит сотрудник отделения общества "Мемориал" в Назрани Екатерина Сокирянская. - Когда-то, наверно, к вопросу о статусе Пригородного района придется вернуться, но понятно, что не сейчас - сейчас это вызовет бурю ненужных эмоций и может вызвать новую кровь".
"Позиция "Мемориала" заключается в том, что передел границ на Северном Кавказе вообще очень опасен. Потому что у каждых соседствующих субъектов здесь есть взаимные территориальные претензии", - отметила она в интервью BBCRussian.com.
Компактные поселения
По разным данным, сейчас на территории Ингушетии живет от 8 до 15 тысяч ингушских беженцев из Северной Осетии.
Многие из них по-прежнему живут в бараках: в Ингушетии осталось около 33 "компактных точек проживания", где люди находятся в скученных антисанитарных условиях.
Новый - единственный поселок ингушских беженцев на территории Северной Осетии
Большинство беженцев - безработные, и все они мечтают вернуться в свои дома, отмечает Сокирянская.
После окончания вооруженного конфликта ряд поселков Пригородного района, где жили ингуши, были объявлены "водоохранной зоной", где не разрешено селиться никому.
Другие населенные пункты считаются "открытыми" - часть ингушских беженцев, несмотря на небезопасную обстановку, смогла туда вернуться, но во многих случаях лишь в ингушские анклавы.
Власти Северной Осетии не раз заявляли, что жители республики не хотят жить вместе с ингушами после того, как пролилась кровь. Тезис о невозможности совместного проживания осетин и ингушей был принят на уровне парламента республики Северная Осетия - Алания, отмечает Сокирянская.
Ситуацию в Северной Осетии осложняет и другой кавказский конфликт - в регион стекаются беженцы из Южной Осетии. Многие из них заселяются в дома ингушских перемещенных лиц.
"Не просто дом"
По словам сотрудника "Мемориала", доступ ингушских беженцев в оставшиеся "закрытые" населенные пункты мог бы стать первым шагом к разрешению конфликта.
"По нашему наблюдению - а мы регулярно ведем мониторинг в Пригородном районе - в тех населенных пунктах, куда ингуши вернулись, обстановка гораздо лучше, чем в тех населенных пунктах, куда возвращение не состоялось", - говорит Екатерина Сокирянская.
"И даже если сравнивать села, где анклавное расселение - то есть ингуши и осетины живут в анклаве отдельно, школы раздельные, люди не общаются - вот в этих населенных пунктах межэтническая напряженность гораздо выше, чем в тех населенных пунктах, где они живут вместе, то есть расселены дисперсно и на одной улице живут осетины и ингуши".
К сожалению, переселяя людей в поселок Новый, мы на самом деле только усугубляем конфликт, потому что люди не смогли вернуться в свои дома, и они остаются с этим чувством разочарования
Екатерина Сокирянская,
"Мемориал"
В таких пунктах смешанного расселения, убеждена Сокирянская, "конфликт фактически разморожен, отношения нормальные, здоровые".
С 2004 года решение проблем ингушских беженцев вошло в обязанности полномочного представительства президента России в Южном федеральном округе.
"[Экс-президент Ингушетии] Зязиков фактически не занимался решением проблемы Пригородного района. Был предложен план Южном федеральным округом не возвращать ингушей к местам постоянного проживания, а создать новые населенные пункты на границе Северной Осетии и Ингушетии. Был создан населенный пункт Новый - и туда были переселены беженцы. Это делалось с молчаливого согласия Зязикова", - говорит Екатерина Сокирянская.
"Но, к сожалению, переселяя людей в поселок Новый, мы на самом деле только усугубляем конфликт, потому что люди не смогли вернуться в свои дома, и они остаются с этим чувством разочарования и неудовлетворенности", - считает она.
Фоторепортаж из поселка Новый, Назрани и Магаса
По мнению Сокирянской, для ингушских беженцев возвращение в места постоянного проживания - принципиальный вопрос, связанный с ментальностью и культурой нации: "Для ингушей их дом - не просто дом, это место, откуда происходит их семья, там родовое кладбище, с этим домом связано очень многое".
Взрыв во Владикавказе
Вопрос о Пригородном районе получил новое звучание в связи с недавним взрывом во Владикавказе, в результате которого погибли более 10 и были ранены около 40 человек.
"Смысл этого террористического акта заключается в том, чтобы рассорить всех нас, рассорить ингушей и осетин", - заявил в понедельник президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Подозрения о намерении неких сил вновь разжечь осетино-ингушский конфликт, не лишены оснований, считает главный редактор интернет-издания "Кавказский узел" Григорий Шведов.
Одной из причин трагедии во Владикавказе может быть "нерешенность вопроса Пригородного района, особенно в контексте событий в Южной Осетии, когда ответственные российские чиновники громко заявляли, что в Южной Осетии происходил геноцид, когда речь шла о беженцах, вынужденных покинуть Южную Осетию, но не говорили о людях, которые не могут вернуться в места своего проживания в Пригородный район", сказал ранее BBCRussian.com Григорий Шведов.