Президент России Дмитрий Медведев прилетел в Армению. После российско-грузинской войны Армения оказалась фактически отрезанной от России, между тем как в ее отношениях с Турцией наметился прогресс.
В Кремле признали, что Медведев и президент Армении Серж Саркисян будут "обсуждать ситуацию на Кавказе, возникшую в результате агрессии грузинского режима против Южной Осетии", сообщает агентство Франс пресс.
В интервью Би-би-си армянские эксперты признали, что после войны обстановка в регионе изменилась до неузнаваемости, и это заботит руководство страны.
Долгие годы российский газ и все прочее, что необходимо Армении с ее населением в 3 млн. человек, шло через территорию Грузии.
После ожесточенного конфликта Грузии и России оказалось невозможно не только подавать в Армению газ, но и снабжать российскую базу в этой стране.
Сама Грузия стала закупать газ в Азербайджане, а не в России, но Баку возражает против поставок газа в Армению из-за многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Турция и НАТО
При этом Армения не поддерживает дипломатические отношения с еще одной соседней страной - Турцией.
С 1991 года, когда Армения обрела независимость, нормализации отношений Еревана с Анкарой препятствовали связи Турции с Азербайджаном и глубокие разногласия относительно истории массовых убийств армян в годы Первой мировой войны. Армянское государство требовало признать эти события актом геноцида, с чем категорически не согласны турки.
Однако в сентябре - как раз после российско-грузинской войны - турецкий президент Абдулла Гюль совершил беспрецедентный визит в Ереван, формально чтобы присутствовать на футбольном матче двух национальных сборных.
Несмотря на военный союз с Россией - Москва имеет военную базу в Гюмри и группировку пограничников, а Армения состоит в Организации Договора о коллективной безопасности, который часто сравнивают с НАТО, - Ереван намерен постепенно развивать с Североатлантическим альянсом, в котором состоит и Турция.
Вскоре после поездки в Ереван Абдуллы Гюля, президент Серж Саркисян принимал спецпредставителя НАТО Роберта Симмонса и заявил, что считает альянс "элементом безопасности страны".
А всего за несколько дней до приезда Медведева Армению посетил замгоссекретаря США Дэниэл Фрид.
Другая Армения Начиная с пятидневной войны России, да впрочем и не только России, приходится иметь дело с абсолютно новым регионом. Очень многое изменилось, элементарно от коммуникационных путей: дорог, которые проходили через Грузию и теперь вообще не действуют, паромов, которые не плавают, самолетов, которые через территорию Грузию летать не могут Александр Искандарян политолог из Армении
Армения не стала однозначно принимать сторону России в дни августовского конфликта в Грузии, и не только потому, что сама косвенно от российских действий.
От Еревана зависит существование Нагорного Карабаха в его нынешнем виде - как непризнанного государства этнических армян на территории, которую мировое сообщество считает азербайджанской.
Как и все государства мира, кроме Никарагуа, Армения не последовала призыву Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии.
После войны Россия вновь заявила о своей готовности выступать посредником в урегулировании замороженных конфликтов в постсоветских странах, в частности карабахского.
Однако, как считает армянский политолог Александр Искандарян, дальше разговоров на встрече Медведева и Саркисяна дело, скорее всего, не пойдет.
"Думаю, что какое-то давление будет, какие-то благостные разговоры будут, но что произойдет какой-то прорыв, какое-то ускорение в урегулировании конфликта, - в этом я сомневаюсь", - сказал Искандарян в интервью Русской службе Би-би-си.
По его мнению, после войны в Грузии у лидеров двух стран будут более насущные вопросы.
"Начиная с пятидневной войны России, да впрочем и не только России, приходится иметь дело с абсолютно новым регионом. Очень многое изменилось, элементарно от коммуникационных путей: дорог, которые проходили через Грузию и теперь вообще не действуют, паромов, которые не плавают, самолетов, которые через территорию Грузию летать не могут", - прокомментировал политолог.